Ещё один рейтинг лучших гонщиков в истории Формулы 1

pawelch пт, 08/09/2019 - 07:55
Ещё один рейтинг лучших гонщиков в истории Формулы 1

В прошлые выходные Формула 1 отмечала тысячный Гран При. Многие не были уверены в точной дате проведения и в том, что это событие совпало с Гран При Китая. Но мало кто поддается на соблюдение таких условностей, которые ничего не значат и не меняют в историческом плане. Главное, что совпало по количественному счету – 1000 Гран При.

Посчитать и запечатлеть в статистических отчетах пытаются лучших гонщиков, составляя их рейтинги, учитывая все времена и народы. Эти попытки повторяются, они извлекаются из прошлого и снова туда задвигаются. В будущее тоже будут пытаться составить свои рейтинги, но возможно, без оглядки на прошлое.

Немецкое издание Auto Motor und Sport тоже вовлеклась в процесс создания рейтингов, предложив свою версию, посвященную юбилею.

Все соглашаются, что составить новый рейтинг, как и утвердительно ответить, кто на самом деле лучший из 775 гонщиков, выступающих в разное время в Формуле 1 (гонки проходят с 1950 года) однозначно не сможет никто. Нельзя сравнивать то, что находится в разных временных отрезках, как и уравнивать условия прохождения Формулы 1.

Решение ограничиваться только показателями, сухо и беспристрастно, тоже не стало возможным. Как можно сравнить успехи Михаэля Шумахера с Хуаном-Мануэлем Фанхио, когда первый провел 307 гонок, а участие второго ограничилось 51 Гран При?

Еще один парадокс в том, что самые именитые гонщики современности не могут сравниться с Фанхио (Аргентина). Его успехи признаны в 47 случаях из 100. Знаменитый Шумахер, участвуя во многих гонках, имел более скромные результаты, но может похвастать 19 сезонами участия в Формуле 1. А причины его неуспеха кроются в неудачно складывающихся обстоятельствах, когда он был пилотом не очень быстрых машин или других, которые сложно классифицировать.

Применялись и такие критерии для составления рейинга:

  • победа;
  • поул;
  • лучшее время;
  • быстрый круг.

Даже такой перечень не мог вместить всех участников потому, что показатели надо было учитывать в комплексе и зависимости друг от друга, что составляло бы много комбинаций. Поэтому учесть всех 775 гонщиков не представлялось возможным. Стали учитывать только чемпионов. Были включены и лидеры гонок и авторы лучших кругов. Исключение составили пилоты-участники Indy 500 за десять лет (1950-1960 гг.).

Всего для подсчета рейтингов включили 169 человек. Найти верный подход ко всем учитываемым показателям, порой не совпадающих в количественном отношении, когда призовые баллы в разное время исчислялись по разному нелегко. Многие факторы достаточно сложно учесть в показателях из-за их несоразмерности в учитываемых гонках (раньше была пятерка, теперь первая десятка лидеров). Кроме этого надо было учесть ту систему подсчета, которая существовала в определенном отрезке времени, из-за ее изменения.

Кроме очков учитывались и проведенные сезоны, которые раньше состояли из десяти этапов, а сейчас они могут быть и больше двадцати.

Разработчики показателей рейтинга приняли такое условие, что чемпионский титул приравнивался к 200 условных баллов, вторая позиция оценивалась в 100 баллов, а  третья - всего в 50 баллов.

Такой расклад позволил насчитать Михаилу Шумахеру, имеющему семь титулов. 1750 баллов. Определился и лидер, который никогда не был чемпионом мира. Это Стирлинг Мосс, занявший 12 место в общем рейтинге.

Пилот

Баллы

Михаэль Шумахер

1750

Ален Прост

1250

Хуан-Мануэль Фанхио

1200

Льюис Хэмилтон

1200

 

Сложный алгоритм учитывал подсчет очков, которые были заработаны гонщиками-участниками Формулы 1. Чтобы все было справедливо, бывшую систему баллов адаптировали под показатели нашего времени. Затем полученный результат делился на количество стартов и умножался на 100.

При таких подсчетах лидером стал Фанхио, который набрал 1749,2 баллов, а Шумахер опустился на вторую ступеньку с 1267,1 баллами. Что интересно, что лидировать стал

Луиджи Фаджиоли, который был участником гонок вовсе небольшого периода  (1950 - 1951 годов), поднимаясь за это время на подиум 6 раз. Его «состояние» составило 1600 баллов.

 

Пилот

Баллы

Хуан-Мануэль Фанхио

1749,2

Луиджи Фаджиоли

1600

Льюис Хэмилтон

1481

Количество раз пребывания на пьедестале в этом случае делится на количество стартов и умножается на 2500. И тут во второй раз лидерствовать стал Фанхио с набранными 1176,50 баллами. Сюда же на третью ступень поднялся Джим Кларк, который одержал 25 побед, но при этом финишировал в первой тройке 72 раза. Показательно, что Льюис Хэмилтон, стартовав 232 раза и ставший победителем 75 раз, при подсчете оказался с 808,2 баллами

 

Пилот

Баллы

Хуан-Мануэль Фанхио

1176,5

Альберто Аскари

1015,6

Джим Кларк

858,1

С учетом поулов поступали подобным образом, понижая их котировку таким образом: поул позиции (их количество) разделялось на количество стартов и увеличивалось (умножалось) в 500 раз. Такой показатель вывел Фанхио снова на первые позиции. У него насчиталось при 51 старте 29 поулов.

 

Пилот

Баллы

Хуан-Мануэль Фанхио

284,3

Джим Кларк

229,2

Альберто Аскари

218,8

Лучшие круги учитывались подобным образом, но их оценка была значительно ниже. При таком подсчете круги делились на старты и далее учитывались 300 раз. Счастливчик Фанхио лидирует здесь со 135,3 баллами.

 

Пилот

Баллы

Хуан-Мануэль Фанхио

135,3

Джим Кларк

116,7

Альберто Аскари

112,5

Что касается километров гонки, то их учет рассчитывается таким образом: набранные километры делятся на старты и умножаются на сто. Лидер тот же – Фанхио.

 

Пилот

Баллы

Хуан-Мануэль Фанхио

914

Альберто Аскари

909,5

Джим Кларк

702,4

Подсчет и учет титулов в соревнованиях помимо Формулы 1, а они становились участниками других похожих соревнований, будучи универсалами (пилотировали спорткары, покоряли кузовные чемпионаты, часто появлялись в соревнованиях своих  стран) тоже велся, но учитывался по-особому, влияя на конечные результаты. Эти расчеты сложны и не заслуживают подробного изучения непрофессионалами. Важен только конечный результат, влияющий на расположения участника в той или иной таблице рейтинга.

 

Произведя расчеты и составив рейтинг по многим учитываемым показателям, можно увидеть следующую картину, в которой Фанхио занимает первое место, опередив Шумахера на 57,9 баллов, Льюис Хэмилтон расположился на третьей позиции (его баллы были подсчитаны с учетом побед и поулов). Выходит, что, становясь чемпионом мира 5 раз, выступая за Мercedes и продолжая выступать без остановок также и тут же, у него есть все шансы опередить Хуана-Мануэля Фанхио в следующих сезонах или вплотную приблизиться к нему.

 

Первая десятка лидеров заполнена знакомыми лицами следующим образом: Себастьян Феттель, Альберто Аскари, Ален Прост, Джим Кларк, Айртон Сенна, Джеки Стюарт и Фернандо Алонсо. Все участники рейтингового эксперимента понимают, что недочетов в системах подсчета рейтингов множество и многие предпочли бы сделать в десятки несколько рокировок, перемещая фигурантов с учетом других показателей и собственных предпочтений. Например, у всех болельщиков на слуху  Кларк и Сенна, которые пользуются их особым вниманием, можно было бы переместить на позиции выше. Но ни статистика, ни математика не могут проявлять ни чувств, ни эмоций, которые позволили бы это сделать.

 

На 10-й позиции застрял Фернандо Алонсо и вряд ли что может измениться даже тогда, когда он займет первую ступеньку в Indy 500 и повторит свой успех в Ле-Мане. Для того, чтобы опередить в рейтинге сэра Джеки Стюарта, нужен возврат в  Формулу 1 и успешные выступления, которые превысят успехи 2014-2018 годов.

 

Пилот

Баллы

1. Хуан-Мануэль Фанхио

5565,9

2. Михаэль Шумахер

5508

3. Льюис Хэмилтон

4806

4. Себастьян Феттель

4210,2

5. Альберто Аскари

4164,5

6. Ален Прост

4123

7. Джим Кларк

3868,4

8. Айртон Сенна

3662,7

9. Джеки Стюарт

3442,4

10. Фернандо Алонсо

3161,2

"Се ля ви" -такова жизнь - в рейтингах. Она  разнообразна и ее разнообразят снова и снова, желая привнести свою лепту в показатели и расчеты, только бы увидеть своего кумира в числе первых лиц. Мало меняются города и веси, а вот лидеры гонок часто заканчивают свой гоночный путь так и приблизившись к заветной цели - первой ступеньке пьедестала, но как история статистики показывает, это и вовсе необязательно при учете рейтингов. Поговорка "главное не победа, а участие" очень уместна здесь. А качество подсчета может и уступает количеству, но разве это так важно?

Slider_2
Off