Были ли спортивные машины в Советском Союзе?

pawelch пн, 09/02/2019 - 16:20
Были ли спортивные машины в Советском Союзе?

Были ли спортивные авто в Советском Союзе? Довольно актуальный вопрос, который волнует современное поколение. Спорить тут бессмысленно, ведь есть доказательства, что такие авто действительно были. Достаточно покопаться в архивах и становится понятно, что СССР был не отсталой страной и даже конструировал спортивные авто.

Кто был первым?

Представляете, первый спорткар в стране появился еще до революции. Автомобиль назывался «Руссо-Балт». Это была не просто машина, а раллийная версия. Создали этот шедевр на Русско-Балтийском вагонном заводе. Собирали ее по заказу гонщика А. Нагеля.

Первоначально, машина имела 4,5-литровый мотор. Но его расточили, и он стал 4,9-литровым. Мощность двигателя поднялась до 55 лошадиных сил. Изменения коснулись и коробке передач. Пересмотрели всю начинку автомобиля. Задняя ось заменилась на обычный вал с шарниром.

А. Нагель собрал ее не для себя. Он участвовал в разных ралли и даже занял 9-е место в Монте-Карло. А это было в 1912 году. Сам Николай Второй наградил гонщика орденом Анны Третьей.

Но это была не единственная гонка, где участвовала эта машина. Нагель показал свою красавицу и на российских трассах, и за границей.

В начале 1913-го года увидела свет новая версия авто. В народе ее прозвали «Русский огурец» и это не просто так – цвет и форма кузова полностью соответствовала названию.

Но тут началась Первая мировая война, а потом революция и гражданская. 20 лет выпали из истории автоспорта. И только к концу 30-х годов начались движения в этой области.

НАТИ-2 родстер

Машина появилась в 1932 году. производители решили установить двигатель 1,2 литра. Лошадиных сил было маловато, но для того времени это было настоящим достижением. Максимальную скорость, какую мог достигнуть автомобиль, не превышала 75 километров в час.

Эту машину можно отнести к первому автомобилю, разработанному в Советском Союзе. Инженеры Научного автотракторного Института построили 6 образцов.

Первоначально, специалисты и не думали о спорткаре. Они собирали малолитражку. На ее основе можно было собрать спортивную машину, но это были только планы. А это мы говорим о «родстере».

Авто имело хребтовую раму. Задняя подвеска не связывалась с передней. В то время это встречалось не так часто и можно было назвать настоящим техническим прорывом в области автомобилестроения.

Но новинку ожидал провал. Машину решили отправить на металлолом. Правительство Советского Союза решило, что машина – буржуазное излишество.

ГАЗ-А-Спорт

ГАЗ-А-Спорт сошел с конвейера в 1937 году. Машина могла развивать скорость почти до 130 километров в час. И это при джижке в 55 лошадиных сил.

К этому времени отношение к спорткарам сильно изменилось. Руководство страны решило создать автоспортивные клубы. По их мнению, это был отличный способ, чтобы подготовить механиков и водителей военной промышленности. Кругом стали звучать призывы побыстрее осваивать новое мастерство и садится за руль мотоциклов и авто.

В автопарке Ленсовета был один такой энтузиаст Антон Гирель. Его машина выпускалась в другой комплектации, но он сумел довести машину до спортивной.

Машине удлинили колесную базу, сделали обтекаемый кузов и модернизировали двигатель. На соревнованиях в 1937 году он показал на соревнованиях, что машина может не только ездить по городским дорогам, но и достойно представлять свою страну. Но, если сравнивать с мировыми рекордами, то это было очень слабо.

ГАЗ-ЦАКС

Машина сошла с контейнера в 1937 году. Она была немного мощнее предыдущих и достигала скорости 130 километров в час.

Следующую машину решили собрать москвичи. Автомобиль строили не на пустом месте. Уже были какие-то заготовки и опыты собратьев. Одним словом, авто собиралась на хорошей базе.

Основа машины позаимствовалась от ГАЗ-А. Конструкторы перебрали все. Модернизация коснулась рамы, подвески, кузова. Изначально кузов состоял из дерева и был обшит стальными листами. Специалисты создали аэродинамический кузов.

Зато двигатель остался тем же. Они просто поставили алюминиевую головку блока и смогли добиться мощности в 60 лошадиных сил.

Но даже эта модернизация не помогла побить уже поставленный рекорд. Стоило повысить скорость, как начинались перебои в работе двигателя. Конечно, если бы время позволяло, то машину бы довели до ума. Но руководителя проекта в 1937 году арестовали, а позже он был расстрелян. Кстати, речь идет о Владимире Ципулине.

ЗИС-101А-Спорт

Спортивный ЗИС появился в 1939 году. Он мог развить скорость до 162 километров в час.

Эта машина стала первой, которую собрали не любители, а специалисты главного автозавода.

Но если заглянуть в историю, то становится понятно, что над ним работали именно энтузиасты. На первых парах, идеи про спортивный автомобиль отвергали. И когда поднимался вопрос, они просто отмалчивались.

Позже, в «Комсомольской правде» появилась заметка об этом проекте. И машину решили выпустить, но в небольшом количестве. Она должна была стать подарком Родине к 200летию Ленинского Комсомола.

Эта машина и сегодня считается шедевром. Ее называют «советской Бентли». Если оценивать ходовку и другие инженерные решения, то машину можно отнести к классу «Люкс».

Открытый двухместный кузов, отличный двигатель, хорошие тормоза и устойчивая подвеска. Машину одобрил даже сам Стали. Ему машина очень понравилась и в будущем планировалось запустить целую линейку этой модели.

Но началась Великая Отечественная война. В этот период никто и не думал о гонках. Все силы страны были направлены на победу.

Война успешно закончилась и страна стала подниматься с колен. И тут опять появились идеи, которые намекали на то, что нужно создавать собственные спорткары. Конечно, разработки велись, собирались модели, но что было потом – тема следующей статьи, о которой мы поговорим в следующий раз.

Хотя… советский автопром заслуживает внимания. машины, собранные конструкторами прошлого и по сей день можно встретить на дорогах. Не мало тех, кто хочет восстановить машины прошлого. 

Slider_2
Off